16 февраля №3 (22166)

Чем меньше власть «думает» о малом и среднем бизнесе, тем легче ему дышится!

С начала 2019 года в России закрылось почти 700 тысяч компаний. По прогнозам ведущих аналитиков, такая тенденция продолжится и в 2020 году. Происходит массовая ликвидация компаний малого и среднего бизнеса, в первую очередь это касается мелких предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и услугами, а также, организаций, находящихся на ЕНВД.

Еще в 2017 году с внедрением новой контрольно-кассовой техники многие мелкие предприниматели пожелали свернуть свой бизнес. Для многих представителей малого и микробизнеса затраты на покупку кассовой техники оказались неподъёмными, а приходится

тратиться ещё на установку и обслуживание, и это все на фоне катастрофически падающего потребительского спроса.

В 2018 году налоговики взялись за организации у которых выявлены

недостоверные сведения об адресе в ЕГРЮЛ. Прежде всего, это операция ФНС по ликвидации «обнальных» контор. А в 2019 году большинство из закрытых компаний были совершенно «прозрачными»! Внедрение маркировки на товары в 2018–2024 гг. усугубит и так не простую ситуацию с «развитием» розничного бизнеса в России. Оно обязывает к покупке нового оборудования, кассовых программ, обслуживанию со стороны технических центров, покупке электронных ключей и программ для ведения электронного документооборота и пр. Думать, что все эти расходы не будут переложены частично на конечного потребителя путем удорожания товара и сопутствующих услуг, очень наивно. Логично, если выросли издержки на товар – вырастет и цена на этот товар!

С точки зрения потребителя, объективно рассуждать следующим образом: внедрение маркировки на лекарства, алкогольную продукцию несет некоторый положительный результат, т.к. это напрямую связано с нашим здоровьем и безопасностью. Внедрение маркировки на шубы – спорный момент, т.к. это, прежде всего, вопрос эстетического восприятия товара и зависит от финансового благополучия конечного потребителя. Другими словами, у нас с Вами всегда был выбор между бюджетным вариантом шубы (и не всегда самым плохим по качеству!) и дорогим (чаще от производителя) вариантом у официального продавца. А вот что изменится с внедрением маркировки на обувь и текстиль неизвестно. Какую пользу получит покупатель, например, обычной футболки, узнав, что футболка «настоящая» и прошла полный цикл от производителя до реализации? Чувство удовлетворения — как максимум! Или, например, тот же покупатель обнаружит, что футболка не прошла систему маркировки. Покупатель сильно расстроится? Тогда, следуя логике, он должен заявить в соответствующие органы. Это дело каждого! Факт неоспоримый! А теперь скажу, что возможно эти футболки одинакового качества, только отличие заключается в том, что один продавец — это отечественный производитель, который еле-еле сводит концы с концами и пытается избавиться от остатков хорошего товара на своем складе, скопившегося за предыдущие годы. Другой продавец – федерал, возможно и не сам производящий это изделие и закупающий, например, в Китае, вот он может промаркировать этот товар, обладает определенным штатом квалифицированных IT-сотрудников.

Где взять денег на маркировку? Есть варианты: свернуть свою деятельность или перепрофилироваться, либо уменьшить объемы производства, удешевить качество закупаемого сырья, чтобы изыскать финансы на закупку оборудования и промаркировать товар. Но и это полбеды, если производитель (он же продавец) решил остаться на рынке, нужно найти рынки сбыта, а их попросту нет (ну конечно, если ему не улыбнется удача поработать с сетевиком)…

Причины: средний чек покупки упал в разы; залежи остатков товара на складах магазинов, ликвидация и уход с рынка розничных продавцов. А вот федералы предлагают всевозможные акции на «невостребованный товар» (преимущественно китайского производства и сомнительного качества), но как следует, прошедшего систему маркировки! Многие местные магазинчики уже закрылись или начнут закрываться, перепрофилироваться. Таким образом, наш рынок полностью будет завоеван федеральными сетями и уже хорошо раскрученными интернет-магазинами с часто низкокачественным товаром по бюджетным ценам, но с красивыми

этикетками и рекламой. И этот товар, конечно, будет соответствовать всем требованиям маркировки! Исчезнет конкуренция, нарушится политика ценообразования.

Думаю, что некоторые причины ухода с рынка предпринимателей стали теперь более понятны. А вот последствия очевидны: станет больше безработных; количество налогов и отчислений от бизнеса в бюджет сократится в разы; оборачиваемость денег в экономике замедлится, будет снижаться; возникнут просроченные кредитные обязательства и прочее.

Конечно, говорить о том, что с рынка уйдет весь малый и средний бизнес, нельзя, т.к. деятельность многих зависит от неких «подушек безопасности», например, от вливания дополнительных денежных средств, наличия связей в эшелонах власти и прочее. Самое обидное, что большое количество уходят с рынка тех, кто честно зарабатывал свои деньги, кто болел своим делом, рассчитывая на перспективу, кто не получал сверхприбыли и не набивал карманы денег, а создавал рабочие места, создавал производство и честно платил налоги, кто не задавался вопросом обрастания связей в ветвях власти.

Складывается впечатление, что чем меньше наша власть «думает» о малом и среднем бизнесе, тем легче ему дышится!