16 февраля №3 (22166)

Социально-политический протест за рубежом

Во Франкфурте-на-Майне прошла акция протеста против предложения Еврокомиссии включить ядерную энергетику в «зелёную» таксономию ЕС — систему классификации, определяющую список экологически устойчивых видов экономической деятельности. Как известно, ФРГ желает полностью отказаться от использования мирного атома в энергетике. Согласно закону о ядерной энергии, принятому в 2011 году, последняя АЭС в ФРГ должна прекратить работу в декабре 2022-го.
В 2010-м на АЭС Германии приходилось 22,2% от общего объёма производства электроэнергии. Эта доля снизилась до 11% в 2020 году. В то же время возобновляемые источники энергии, такие как ветер, фотоэлектрическая солнечная энергия и биогаз, обеспечили около 45% выработки электроэнергии в 2020-м.
После аварии на японской АЭС «Фукусима» в марте 2011-го кабмин ФРГ на три месяца законсервировал самые старые реакторы страны и предложил поэтапно прекратить эксплуатацию оставшихся девяти станций к 2022 году.
Между тем на прошлой неделе Брюссель представил планы по классификации атомной энергетики и природного газа как «зелёных» источников энергии в рамках таксономии Евросоюза. Инициаторами выступила Франция и страны, большая часть энергии которых производится на АЭС.
Комиссар ЕС по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон призвал членов евросообщества вложить к 2050 году 500 млрд евро в разработку АЭС нового поколения и закрепить за ними «зелёный статус». По мнению экс-главы минфина Франции, данная мера необходима для перехода к безвыбросным источникам энергии и борьбы с глобальным потеплением. Еврокомиссар уверен: присвоение «зелёного» статуса некоторым видам атомной энергетики является ключевой точкой достижения нейтральной эмиссии углекислого газа к середине XXI столетия и повлечёт за собой прогресс «невиданного размаха».
А в Великобритании разгорается скандал вокруг поведения премьер-министра Бориса Джонсона и его команды в период санитарных ограничений, действовавших в стране из-за пандемии COVID-19. Жители королевства, однопартийцы главы правительства и местные СМИ возмущены тем, что во время общенационального локдауна лидер тори принял участие в закрытой вечеринке.
На днях в Сеть попало электронное письмо одного из высокопоставленных британских чиновников, в котором 20 мая 2020 года он приглашал около ста сотрудников Даунинг-Стрит, 10, на светское мероприятие «со своими напитками». В числе присутствовавших были Борис Джонсон и его будущая супруга Кэрри Джонсон. По иронии, в тот же день министр культуры Оливер Доуден на пресс-конференции напомнил жителям туманного Альбиона: «Вы можете встретиться с одним человеком, не являющимся членом вашей семьи, только на открытом воздухе при условии, что будете находиться на расстоянии не менее двух метров друг от друга».
Пока столичная полиция занимается расследованием этого нашумевшего правонарушения, на улицы Лондона вышли демонстранты, потребовавшие отставки премьера. Манифестантов поддержал и экс-генпрокурор королевства Доминик Грив, также призвавший Джонсона покинуть занимаемый пост.
Главе кабмина, скорее всего, не грозит штраф за нарушение карантина, однако ему могут предъявить обвинения в «пособничестве в совершении правонарушения»: ведь подобная вечеринка вряд ли могла состояться без его одобрения.
А в Албании раскол в Демократической партии — главной оппозиционной силе страны — привёл к массовым протестам и попыткам захвата её штаб-квартиры. Экс-лидер полит-объединения Сали Бериша мобилизовал сторонников и пытается лишить власти своего бывшего ставленника Люльзима Башу, называя того «заложником» премьера Эди Рамы. Баша изгнал Беришу из парламентской фракции в сентябре — после обвинений США в том, что политик, находясь на посту главы албанского кабмина с 2005 по 2013 год, был замешан в «коррупционных махинациях, используя власть в личных интересах и в целях обогащения своих политсоюзников и членов семьи».